воскресенье, 9 мая 2010 г.

Инвацикл.Аналитический обзор.Часть1

Для поклонников велосипедов сегодня предстаёт естественным повсеместное признание инвалидами эффективности одноимённых кресел различного назначения.
С точки зрения совершенства конструкторских и технологических решений исторически первое инвалидное кресло мало отличается от деревянной ноги или крюка эрзац-кисти как протезов эпохи флибустьеров, поскольку задача обеспечения функциональности сочленений пусть и немногих механических частей кресла-каталки --- с одной стороны и культи с рукотворным имитатором конечности --- с другой, по своей сложности соизмеримы.
Сравним исторически первый образец инвалидного кресла в исполнении искусных ремесленников, скажем, конца шестнадцатого века /1/ и современных инженеров, усилиями которых создано всё многообразие самой востребованной техники для инвалидов наших дней /2-4/. Отличия налицо. Но задуманное некогда как средство перемещения состоятельных аристократов в родных пенатах силами домочадцев инвалидное кресло преобразилось. Современные варианты конструкций дополнительно оснащены устройствами для ручного привода или непосредственно колёсно-контактного действия, когда вспомогательный обруч с внешней стороны колеса позволяет вращать его собственно руками, или опосредственно-рычажного действия, когда усилия от рук передаются на колёса за счёт введённой кинематической системы. Появились и пользуются популярностью инвалидные кресла спортивного назначения, имеющие значительный развал колёс и небольшой вес, которые используют на спортивных соревнованиях / 5 /, на танцах / 6 / , в экстремальных видах спорта / 7 /, а после некоторой модернизации и в качестве внедорожного средства перемещения / 8 /.
В городах инфраструктура социальных служб более развита, и это объясняет причины относительного увеличения здесь самого крупного из меньшинств --- «меньшинства» инвалидов. Как следствие естественным требованием к предназначенной им технике, в частности, к инвалидным креслам-коляскам является соответствие особенностям быта городской семьи. Скажем, специальное место для хранения в городской квартире инвалидного кресла --- это роскошь и, следовательно, дома кресло должно сохранять свою функциональность наряду с мебелью. В этом своём качестве оно мало пригодно для маршевых перемещений вне дома, но ещё менее согласуются с интерьером жилища спортивные кресла-коляски или «внедорожники» с ручным --- как того требует биомеханика инвалидов-опорников --- приводом. Исключение в данном случае единственное --- применение сборно-разборных конструкций типа « трансформер»/9/. О реабилитационных тренажёрах при таком раскладе дел инвалидам городских квартир чаще приходится только мечтать, ибо и добраться до зала где можно было бы пользоваться существующими тренажёрами обычного, т.е. «велосипедного» типа / 10,11/ не менее проблематично, чем принять реальное участие в коллективных «реабилитационных» мероприятиях / 12,13/. По мнению специалистов их значение невозможно переоценить даже для людей, обредших уже некоторую подвижность. И это при том, что для инвалида вынужденного вести сидячий образ жизни, реабилитационные мероприятия имеют непреходящее значение, как единственный способ избежать появления различных заболеваний / 14 /, а осуществлять их он может, используя ту же велотехнику, ибо если противное и не от «лукавого», то или сводится к спортивным «снарядам» домашнего употребления или, напротив, предполагает в помощь инвалиду солидный штат инструкторов и врачей в учреждениях санаторного типа./15/
Соответствующие требованиям спортивного зала тренажёры относят к числу стационарных устройств. Реабилитационные велотренажёры удобно классифицировать соответственно на механические/ 16 /, электронные/ 17 / и футуристические /18/, отличающиеся обычно новаторским дизайном. Особые функции выполняют специализированные тренажёры, например для реабилитационного восстановления кистевых суставов или для вибротерапии/19/, впрочем, так же стационарные. Надо сказать, что каждый из них имеет и преимущества и недостатки, но к числу последних безусловно для всех названных типов относится неподвижность, что не оставляет шансов для эффективного восстановления вестибулярного аппарата, совершенствования чувства равновесия; зависимость от спортивного зала так же нельзя назвать преимуществом, но неподвижность стендовых устройств такого рода неспособна провоцировать организм на выброс адреналаина, что существенно угнетает нормальные для организма рефлекторные реакции, возникающие при пространственном перемещении. Это в сущности и побуждает к поиску (причём именно в интересах реабилитации инвалидов) конструкторских решений для тренажёров мобильного типа, например /20/. Было бы ошибкой пренебречь неоднозначностью соответствия общепринятых групп инвалидности каким бы то ни было группам тренажёров. Дело даже не в том, что неорганизованный творческий поиск любителей биотранспорта в разных концах света привёл также и к созданию образцов велотехники потенциально пригодной и для применения в качестве мобильных тренажёров инвалидами-опорниками. В числе последних есть и такие, которые по необходимости или из амбициозных побуждений осваивают транспорт общего назначения /21/. . Для людей одной судьбы эти примеры имеют большое значение, особенно если инициативы решают некоторые «протестные» задачи / 22/ или задачи агитационно-мобилизационного характера из ряда длительных и сложных путешествий/23,24/ или, наконец, ежегодных туристических поездок по хорошо известным маршрутам / 25/.
У исключительного большинства соотечественников попросту небыло повода задуматься и оценить такие поступки с конструктивных позиций тех людей, которые вынуждены искать тактические решения обычной задачи выхода из дома, и которые прежде чем оседлать велосипед вынуждены прибегать к услугам ассистентов и, как правило, к специальным техническим средствам --- различного рода подъёмникам /26,27/.
Дискуссии о причинах, по которым именно велосипеду в этом случае чаще всего отдают предпочтение лишены смысла: они всегда во первых --- по сути носят адаптационный характер и во вторых --- ситуационны, т.е. любые попытки инвалида приспособиться он неизменно осуществляет с учётом конкретных условий, самочувствия.
Важно отметить, что если велосипед известен ни одну сотню лет, то первые попытки реконструкции его с учётом потребностей инвалидов-опорников относят к тридцатым годам прошлого века. Достаточно ознакомиться с обзором /28/, где особого внимания заслуживает попытка снабдить возвратной пружиной пидаль велосипеда под отсутствующей ногой. Эта явная попытка решить проблемы инвалидов иногда сочетается, как бы мы сказали сегодня, с дизайнерским поиском, который благодаря закономерностям эргономики вплотную подводит к техническому решению тех же проблем по-другому. Например, следует отметить попытки отказаться от вращаемых ногами пидалей в пользу качающихся рычагов --- характерного признака многих современных тренажёров, а также велосипедов модельного ряда «Степпер»/29/. Последние следует признать перспективными для инвалидов даже с небольшими культями нижних конечностей. И причина заключается в том, что такого рода велосипед некритичен к функциональным достоинствам протезов, ибо перемещения рычагов можно добиться и за счёт движения бедрами, имитирующими «переступание с ноги на ногу». Причём, высота платформы здесь не больше чем у самоката, следовательно, ни посадка ни «соскок» не представляют сложностей. Напротив, массовому применению инвалидами-опорниками в качестве средств реабилитации и/или транспорта обычных велосипедов препятствуют проблемы с протезами. Отечественные тяжелы, несовершенны и дороговаты. Если и возможно найти примеры клубных велопокатушек инвалидов/30/, то реконструкция протезов силами энтузиастов не панацея. Есть, конечно, среди них мастера высочайшего класса, имеющие громадный опыт паралимпийского уровня, например, Jiri Jezek /31/ --- протезный техник, изготавливающий протезы специально для инвалидов-велосипедистов. Есть зарубежный скромный, но представительный рынок с предложениями протезов для спортцменов /32/, но в любом случае стоимость единственного протеза/ 33/ часто превышает стоимость отечественного автомобиля. Резюме по части поиска условий гармоничного сочетания достоинств костылей и велотехники ради повышения эффективности решения задач реабилитации будет преждевременным, если не указать на создание относительно недавно ряда оригинальных устройств: джамперы, энергоботинки /34/, а так же устройства, которые, выполняя роль, спортивных протезов, воспроизводят последние в части культеприёмной гильзы и «джамперы» --- в части упругого элемента /35, 36/. И вслед за тем необходимо, конечно, упомянуть попытку предложить на рынок «костыли-самокаты», позволяющие инвалиду, а также выздоравливающему с травмой ноги облегчить непродолжительные перемещения /37/. Применение этих технических решений позволит ивалидам-опорникам более успешно использовать самокаты не только для реабилиьации, но и для прогулочных поездок. Цель в данном случае будет достигнута за счёт применения инвалидом – самокатчиком в качестве «толчковой ноги» джампера с перестраиваемой длиной для режимов, соответственно, хождения и качения, когда джампер должен обеспечивать культе возможность надёжного и эффективного толчка о дорогу.
Интуитивно ясно, что критик, а тем более спортивный критик из числа людей далёких от проблем инвалидов, подобное предложение ни может ни встретить с известной долей сарказма, ибо о каких же достижениях или даже удобствах здесь можно говорить? Действительно, подобных задач здесь не решают, и только дооснащение самоката подседельным стержнем и седлом отчасти вносит элемент удобства для инвалида-самокатчика при перемещении его в положении «стоя» или в «полуприсяд». Для разработчиков такое «дооснащение» не кажется элементарной задачей, поскольку при выборе конструкции седла из числа известных концептуальных рядов /38/, при решении проблем посадочной травмобезопасности /39/, наконец, при поиске альтернативных решений, удовлетворяющих и мужчин и женщин /40/ возникает множество самых неожиданных, казалось бы, вопросов. Существенно проще модернизировать энергоботинки до состояния пригодного для применения их безногим инвалидом в качестве ручных толчковых опор во время поездок на четырёхколёсной коляске т.н. «ягодичного» типа / /.
Завершая первую часть аналитического обзора, уделим некоторое внимание велосипедам, создававшимся как мобильные тренажёры с имитацией гребли на спортивной лодке. По-преимуществу это двухколёсные конструкции велосипедного типа
/ /, хотя можно отметить и конструкции на трёх колёсах, напоминающие скорее веломобиль/ /. Те и другие могут быть без затруднений использованы в качестве мобильных реабилитационных тренажёров инвалидами-опорниками, поскольку в большинстве своём их сёдла размещены невысоко, что, как отмечалось, более соответствует ограниченным возможностям инвалидов-опорников, а привод изначально позволяет использовать усилия не только ног, но и рук/ /.

http//www.dislife.ru/flow/theme/521/
http://www.ortho-titan.com/articles/article_invalid_koljaska.html
http://www.dabint.ru/catalog/
http://www.dobrota.ru/inv_kol.htm
http://www.dislife.ru/flow/theme/691/ http://www.lukor.spb.ru/
http://www.dislife.ru/flow/theme/718/
http://www.dislife.ru/flow/theme/755/
http://www.invantexnews.info/roomkolyaski.php
http://www.iskra.zp.ua/ver2/mexprivod/ksi-1-2-3p/index.htm
http://inva.info/links/oda_tsr.htm
http://kruchu-verchu.blogspot.com/2009/09/blog-post_29.html
www.katarzyna.ru
http://nnd.do.am/board/
http://www.parapodium.ru/
www.invalid.kz/forum/viewtopic.php?t=41
http://sportnd.ru/shop_model.phtml?m=1870&p=2
http://mediline.com.ua/527 (Смотреть “Cyberbike”)
http://mobbit.info/?query=%E....E4&amount=0&b...; http://www.hitech-obzor.ru/?=387
http://www. vokrugsveta.ru/news/3890/
http://www.youtube.com/watch?v=jOG8
http://www.dislife.ru/flow/theme/38/
http://www.dislife.ru/flow/theme/856/
http://andrei52.chat.ru/foto/6.jpg18.IPG

1 комментарий:

  1. Если и возможно найти примеры клубных велопокатушек инвалидов karmamedical.ru, то реконструкция протезов силами энтузиастов не панацея.
    http://karmamedical.ru

    ОтветитьУдалить